Развитие предпосылок формирования речи интенсивно происходит ещё в дородовый период. В ведущих европейских и американских клиниках логопед обследует младенца сразу после родов. На первом году жизни ребенка каждый месяц имеет особенную ценность. По истечении трех лет процесс речевого развития и обучения резко замедляется, и коррекция потребует больших усилий.
Логопеды выделяют доречевой период в развитии ребенка – это период формирования ориентировочно-познавательных и звуковых реакций от рождения до 8 месяцев. Он состоит из гуления, лепета и лепетных слов. Начальный этап очень важен для дальнейшего развития речи ребенка. Именно в этот период ребенок тренирует дыхание, голос, артикуляционный аппарат. У него появляется мимическое и речевое подражание, интонация, ритмические структуры.
Задержка доречевого и речевого развития должна быть вовремя замечена и скорректирована. Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности
Задержка доречевого и речевого развития должна быть вовремя замечена и скорректирована. Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности
Группы риска
Речевые и другие нарушения могут наблюдаться у детей, перенесших воздействие неблагоприятных факторов в течение беременности, родов или раннего периода развития:
Речевые и другие нарушения могут наблюдаться у детей, перенесших воздействие неблагоприятных факторов в течение беременности, родов или раннего периода развития:
- токсикоз беременности;
- инфекционные и вирусные заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.);
- хроническая гипоксия плода (например, при анемии беременной);
- легкая асфиксия (например, при обвитии пуповиной);
- гемолитическая болезнь новорожденных («желтушка новорожденных»);
- родовые травмы;
- длительный безводный период или кесарево сечение;
- недоношенность (малыши с массой при рождении менее 2800 г.), масса при рождении более 3900 г.;
- дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или подвергшиеся приемам реанимации;
- младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар;
- острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте (грипп, паротит, скарлатина, корь и др.); и т.д.
- педиатр в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 12 месяца;
- невролог в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;
- сурдолог (аудиологическое исследование) в 1, 4, 6, 24 месяца;
- окулист в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;
- стоматолог.
- особая роль принадлежит логопеду-дефектологу, работающему с детьми раннего возраста. Логопед-дефектолог может оценить состояние артикуляционного аппарата, речевые возможности ребенка, педагогическими методиками проверить слух и состояние нервно-психической сферы. Обследование у логопеда следует проводить с первых дней жизни (в случае необходимости), и обязательно – в 4, 7, 12 месяцев.
Тревожные симптомы
Консультация логопеда (в т.ч. логопедический массаж) потребуется, если:
- малыш не берет сосок и плачет;
- малыш слишком долго (в течение дня) находится у груди матери, вяло или с трудом сосет, засыпает при сосании;
- ребенок слишком часто требует прикладывания к груди;
- при сосании «цокает» язычком;
- молоко во время кормления подтекает из уголков рта или вытекает через нос;
- малыш часто срыгивает (иногда массажем можно снизить повышенный глоточный рефлекс);
- малыш часто поперхивается (можно научить маму правильной позе при грудном и искусственном вскармливании, дать рекомендации по кормлению, массажем можно активизировать мышцы мягкого неба);
- при нарушении мышечного тонуса в конечностях, в шейном отделе позвоночника (можно предположить нарушение тонуса и в артикуляционном аппарате);
- массажем и некоторыми приемами можно уменьшить асимметрию лица, скорректировать прикус, предупредить формирование неправильного прикуса и многое другое;
- наблюдается задержка гуления, лепета, появления первых слов, фраз и т.д. (можно при необходимости стимулировать этапы речевого развития).
Обязательна консультация логопеда
К логопеду как можно раньше необходимо обратиться в том случае, если у вашего ребенка:
К логопеду как можно раньше необходимо обратиться в том случае, если у вашего ребенка:
- укорочена подъязычная или/и губная связка – «уздечка» (часто возможно растяжение без операции при обращении в раннем возрасте);
- врожденные расщелины губы и/или неба;
- нарушения зрения или слуха;
- ДЦП.
«Проблемные дети»
Если родители вовремя не обратились к специалисту, могут появиться следующие проблемы:
Если родители вовремя не обратились к специалисту, могут появиться следующие проблемы:
- малыши часто и обильно срыгивают, рано отказываются от груди;
- такие дети плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу;
- за обедом ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает, поперхивается и неохотно глотает пищу;
- в дошкольном возрасте такие дети предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, накормить ребенка становится настоящей проблемой.
- проявляется задержка речевого развития: может быть грубо нарушено произношение звуков речи («как будто во рту каша»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий