Надо ли учить чтению трёхлетнего ребёнка? Просчитав все «за» и «против», любящие родители сделают свой выбор. Но при этом, не лишним будет учесть советы и рекомендации специалистов.
I. Мифы о раннем обучении чтению.
Весь мир захлестнула мода на раннее обучение детей. И если
на Западе восторг и эйфория по этому поводу уже пошли на спад, в нашей стране,
по-прежнему, на пике популярности методики Глена Домана и Н. Зайцева.
Воплощённые в жизнь «домашними средствами», эти уникальные разработки дают
порой результаты, прямо противоположные ожидаемым. Одни дети, после усиленной
муштры и утомительного «вдалбливания» букв утрачивают не только желание, но и
способность к чтению. Другие, хоть и приобретают полезные навыки, но теряют последнее
здоровье…
Миф № 1. Любой ребёнок в возрасте 2-3-х лет может самостоятельно освоить весь
алфавит.
Увы, увы, увы! Даже гениальный Моцарт осваивал азы нотной
грамоты под руководством своего отца. Буквенную премудрость ребёнок не осилит
без инициативы и деятельного участия взрослых. Самый любознательный ребёнок,
оставшись один на один со всеми этими графическими символами, будет лишь с
интересом их рассматривать. Процесс освоения грамоты начнется с того момента,
как кто-то из близких назовёт букву, а малыш – повторит её звучание.
Миф № 2. Если ребёнок знает буквы, значит должен читать!
Знание букв не гарантирует успехи в чтении. Часто между тем
и другим навыком дистанция в несколько лет. Различать начертания букв ребёнок
способен уже к двум годам. Он даже может их называть. В возрасте двух-трёх лет
буквы для него – объект игры и изучения. А вот истинное чтение появляется ближе
к пяти годам.
Миф № 3. Овладеть чтением ребёнок может и, не владея правильным
звукопроизношением.
Самое распространенное заблуждение! Заставлять малыша с
«кашей во рту» читать, всё равно, что бросать в открытый океан не умеющего
плавать. Кому-то повезёт, - выплывет, но большинство – утонут! Успешно овладеть
грамотой ребёнок сможет лишь после основательной коррекции звукопроизношения.
Иначе к школе дитя получит не только шепелявую речь, но и «набор дисграфика»:
замены и пропуски букв на письме.
Миф № 4. Лучше всего учить ребёнка читать целыми словами.
Остановимся на этом «мифе» поподробнее.
Далеко не каждый ребёнок в возрасте двух-трёх лет способен
анализировать звуко-буквенный состав слова. Конечно, малыш может запомнить
последовательность графических символов на карточке. А вот озвучить каждую
букву он вряд ли способен. Ведь слово ребёнок воспринимается целиком (звуковым
аккордом), так, как его произносит взрослый.
II. Обучение послоговому чтению.
Для русскоязычных детских садов и школ более характерно
обучение послоговому чтению. Раньше это называлось: ПО СКЛАДАМ (от слова
«складывать»). Это позволяет лучше усвоить фонетику и морфологию русского
языка. Целесообразно отталкиваться от звукового состава слова, т. е. обучать
ребенка анализировать звучащее слово: выделять составляющие его фонемы (звуки),
и лишь затем переходить к графемам (буквам).
В специализированных логопедических группах детских садов
занятия по обучению грамоте строятся именно таким образом. Это помогает
привязать звуковой образ слова к графическому, и избежать в дальнейшем проблем с
письменной речью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий