Деятельность логопеда на логопункте МАДОУ

Деятельность логопеда на логопункте МАДОУ - заключается в оказании консультативной помощи по преодолению речевых нарушений у детей родителями и воспитателями, разъяснению специальных знаний по логопедии среди родителей и педагогов, работе над преодолением нарушений устной речи у детей дошкольного возраста, ведении профилактической работы с детьми раннего возраста, направленную на предупреждение нарушений в развитии устной речи.

среда, 24 апреля 2013 г.

Ненавязчивые советы продвинутым родителям. Раннее обучение чтению.


Современные родители очень «продвинуты» в плане воспитания и обучения детей. Поэтому рекомендации со стороны воспринимаются порой «в штыки». Так что хотите, - знакомьтесь с нашими советами, а нет - прервите чтение статьи на этом абзаце.

Совет 1. Приступая к обучению, выясните, обладает ли кроха:
а) крепким здоровьем;
б) желанием «играть с буквами».
Если ни того, ни другого нет, говорить о раннем обучении чтению преждевременно и опасно!
Судить о здоровье малыша «на вскидку» не стóит. Главные советчики в этом вопросе медики. Суммируйте вердикт каждого (педиатра, окулиста, детского психоневролога и проч.) и принимайте верное решение.
Желание ребёнка заниматься с буквами выяснится в процессе игры. Расставьте на ковре игрушки, яркие кубики с буквами, таблички со словами. «Обыграйте» ситуацию, привлекая внимание ребёнка к каждому предмету. Каков результат? Несмотря на все ваши усилия, кроха играл только с машинками (с куклами, с пирамидками)? Таблички со словами и кубики с буквами игнорировались? А когда вы старались привлечь ребёнка к «умным игрушкам», он демонстративно отпихивал их в самый дальний угол? Что ж, дитя ещё не готово освоить премудрости чтения. Обидно, досадно… Но это выбор маленького человека, и с ним надо считаться! «Запихнуть» в ребёнка знания насильно так же нереально, как и заставить съесть нелюбимую кашу.


Совет 2. Прежде чем проводить дома обучающие игры, обратитесь за помощью к специалистам (педагогу, психологу). Сейчас в любом городе есть детские сады, центры развития ребенка, где педагоги освоили и успешно работают по системе Н.Зайцева. Там для родителей проводятся семинары и практикумы по раннему обучению чтению. Массу информации по этому вопросу можно найти в журналах для родителей и в Интернете. Но главное, всё же, увидеть процесс обучения «живьём». При всех талантах и любви к ребёнку, родителям иногда не хватает элементарных знаний в области педагогики и детской психологии, практических навыков обучения. А это так необходимо для занятий в «домашних университетах»!
Совет 3. Не уподобляйте занятия школьным урокам. Весь процесс обучения раннему чтению стройте только на игровых приёмах! Но и они должны соответствовать возрасту. Знакомя ребёнка с буквами, находите их очертания и силуэты в знакомых предметах, игрушках. Не зацикливайтесь только на графическом изображении букв на кубиках и табличках. Ведь А можно найти и на автобусной остановке, и в строительных конструкциях. Буква Т похожа на антенну, столб, швабру. Втяните в процесс поиска букв малыша. И тогда он наверняка заметит, что ворота в гараже похожи на букву П, а клюшка – на Г. Мамино обручальное кольцо – ну точь в точь буква О!
Совет 4. Называйте малышу буквы правильно!
Если вы начнёте называть буквы таким образом: «бэ», «вэ», «гэ», «де», «эм», «цэ», «че», малыш вряд ли начнёт читать даже по слогам. Ни в коем случае нельзя складывать буквы в слоги и озвучивать это вот таким образом: «Эм и А. Что получится?» Ведь в этом случае получиться должно «Эма», но никак не «ма»! А некоторые родители умудряются ещё и так учить: «Мэ и А. Что будет?» Да ничего! Подобное обучение только сбивает кроху с толку. Надо давать точное ЗВУЧАНИЕ букв в слове, учитывая твёрдые и мягкие варианты согласных. Ведь одна согласная буква может обозначать два звука: твёрдый и мягкий ([Б] - [Б´], [Т] - [Т´], [П] - [П´] и т.д.). Другие согласные – бывают только твёрдыми: Ш, Ж, Ц, третьи - только мягкими: Ч, Щ, Й. Буква П в словах ПАПА и ПИЛА при озвучивании произносится по разному: в первом случае – твёрдо [П], во втором – мягко [П´]. И это не мелочи, а очень серьёзный момент в обучении малыша чтению. Насколько правильно, с точки зрения произношения, вы будете давать материал для чтения, настолько успешным будет овладение грамотой вашим ребёнком.
Совет 5. Осваивайте послоговое чтение
В прямых слогах: МА, ТО, НЫ согласный звук как бы «перетекает» в гласный, сливается с ним (поэтому подобные слоги и называются: слоги слияния). А вот в обратных слогах: УС, ИШ, АП каждый звук звучит отдельно. Эти слоги называются: слоги примыкания. Кстати, чтение по слогам надо начинать именно с последних. Они наиболее легко осваиваются крохой. Ведь при их чтении можно долго-долго тянуть первую гласную и вспоминать: как называется следующая буква? Гласные-то он помнит, а вот согласные путает… Слоги-слияния даются ему с бóльшим трудом: связать воедино два звука в произношении и две буквы при чтении бывает ох как непросто! Да и вспомнить первый согласный удаётся не сразу.
Учитывая всё вышесказанное, сам процесс чтения начните с гласных букв А, У, О, И. Не бойтесь петь их, соединять друг с другом. Ведь при этом тоже получаются слова: АУ (так аукаются в лесу), УА (крик младенца), ИА (ослик подаёт голос). А вот знакомство с гласными Е, Ё, Ю, Я немножко отложите. Затем переходите к обратным слогам с простыми согласными П, Т, М, К: АП, АТ, АМ, АК и т.д. (но постепенно, беря по одной согласной букве в связке с гласными А, О, У, И). Эти слоги можно складывать и из кубиков, и из вырезанных букв (по вашему усмотрению). Затем наступит очередь прямых слогов. Но учтите, что при чтении прямых слогов с гласным [И] согласный звук может звучать мягко: [П´И], [Т´И], [С´И], [Л´И] и т.д. Когда и те, и другие слоги будут освоены, можно к прямым слогам присоединять по одной согласной букве: КО-Т, КО-Л, КО-М; СО-М, СО-К, СО-Р. Затем соединяйте друг с другом прямые слоги: МА-МА, МА-ЛА, МА-ША, МА-РА и т.д.
Если вы занимаетесь с крохой по системе Н.Зайцева, все эти слоги есть на кубиках и в таблицах. Главное – соблюдать последовательность в их освоении. Идите от простого к сложному. Не превращайте занятие-игру в хаотическую перестановку букв и кубиков. Так научить малыша читать вы не сможете. Во всём важна система.

Совет 6. Ловите благоприятные моменты для обучения ребёнка чтению. Существуют периоды, когда кроха наиболее успешно осваивает премудрость грамоты. Они приходятся, как правило, на летние месяца и начало осени. Положительные моменты всех составляющих дают мощный всплеск умственных способностей, и ребёнок с лёгкостью запоминает буквы, складывает их в слоги и слова. Одним словом, начинает читать.
Совет 7. Учить читать малыша 2-3 лет по азбуке или по букварю нецелесообразно. Во-первых, буквы мелкие. Во-вторых, сконцентрироваться на текстах книги малыш вряд ли сможет. Когда же вы станете принуждать его к чтению азбуки, у ребёнка возникнет стойкое нежелание заниматься, и один вид книги вызовет бурный протест, вплоть до крика. Если ребёнок неусидчивый, импульсивный, дело может закончиться и истерикой. После подобного негативного опыта, учиться в школе ему тоже вряд ли захочется…

Комментариев нет:

Отправить комментарий